Вуду Гаити.
Vodou - захватывающая религия. Она родилась на западе и в центральной Африке, и прибыла на трансатлантических судах с рабами в Новый Свет, особенно на Гаити, на острове Hispaniola. Vodou характеризуется ритуалами, музыкой, танцами, жертвами через которую участники общаются с духами их предков через божественное овладение.
Vodou имеет пантеон духов, называемыхIwa, власть которых может быть призвана в разнообразных случаях. Различные духи правят в различных областях жизни: в любви, богатстве, здоровье, семье. Каждый дух имеет его собственную идентичность, символы, ритуальные предметы, песни и танцы. В течение многих столетий, Vodou был жертвой опасений, суеверий и невежества - тех самых преступлений, в которых само Vodou обвинялось. Эта книга - сухое и привлекательное введение в эту очень оклеветанную религию, станет вашим гидом по духам и их символов, и опишет некоторые из запутанных церемоний и ритуалов, которые составляют практику Vodou.
Колдовство в Vodou.
Здесь описывается колдовство Vodou всюду в этой книге, а не более известное voodoo. Это - часть процесса подтверждения и принятия религии Vodou. Vodou -Kreyol (креольская) колдовская религиозная система, и используется ее приверженцами на Гаити. Vodou сейчас все более и более используется вне Гаити, пытаясь отделить религиозную практику от воспринятого " mumbo jumbo ", колдовства voodoo и фокусничества. Есть много других Kreyol слов и терминов в этой книге, они будут выделены курсивом. Гаитяне используют смесь соединения французского языка и Kreyol, но ради последовательности мы придерживались проверок правописанияKreyol всюду по тексту.
Vodou- очень духовная и визуально великолепная религия, охватывая запутанные ритуалы, песни, и танецы. Эта глава исследует развитие Vodouна Гаити, от ее корней в Африке к критической роли в гаитянской истории первая страна, где рабы свергли их колониальных владельцев и достигли независимости. Исследуются запутанные церемонии Vodou, священные символы религии, объяснения и ее уникальные художественные формы.
Книга VODOU.
Исследуйте историю, музыку, искусство и символы
этой очаровательной религии, ярко приведенной в этой книге
с богатством ошеломляющих иллюстраций.
Узнайте о духах Вуду, которые могут помочь вам в вашей каждодневной жизни. Узнайте про ритуалы, волшебные лампы и ванны, помогающие в исцелении, приворотах, умиротворении души, достижения богатства и процветания.
ИСТОРИЯ ГАИТИ
Когда Колумб первым открыл остров Гаити в 1492, он был населялён индейцами Taino племени Arawak. Их было около 400 000 человек. Индейцы населяли остров, когда испанцы высадились. Tainos жили в постоянных деревнях, в хижинах из земли и соломы, которые были сгруппированы вокруг главной площади. Они имели глубоко вселенный смысл племенного единства и правосудия, и жили в относительном мире и гармонии. Они также практиковали квалифицированную форму консервации земельных участков, никогда не используя вырубку и сжигание, вместо этого удобряя почву компостом. Tainos имели свои собственные религиозные верования, базировавшиеся на двух высших богах Yucahu и Atabey, и менее значительных духах, населявших деревья, воду и неодушевленные объекты.
Мирные Tainos были скоро порабощены испанскими захватчиками и работали на золотых рудниках. После 30 лет рабства, в живых на острове осталось менее тысячи Tainos - от предполагаемых первоначальных 400 000. Не желавшиестановится рабами погибали, чтобы избежать презренного страдания. Некоторые бежали в горы, чтобы жить в секретных лагерных стоянках, и как думают, начали сожительствовать с беглыми африканскими рабами, которые были привезены на Гаити в начале 16-ого столетия, чтобы заменить Tainos как рабочую силу. Остатки культуры Taino можно все еще найти на Гаити и по сей день, в звуке рожка из раковины, плетёные узоры Vodouveve, использовании волшебных камней.
К середине 16-ого столетия, более чем 20 000 афроамериканских рабов были отправлены из Африки на Гаити. В 1697, остров был разделен согласно «Соглашение относительно Ryswick» и французы взяли контроль западной трети Гаити, назвав её Сант-Доминик. Французы продолжали привоз африканских рабов, чтобы работать на их недавно основанные сахарные плантации. В 1790г число африканских рабов в Сант-Доминик достигло по крайней мере полумиллиона. Колония стала одним из самых богатых в Карибском море, заплатив за это потом и кровью африканские рабов.
Независимость
По прибытию в Сант-Доминик французы всегда делали все возможное, чтобы разделить членов одного племени, чтобы избежать инакомыслия -и поэтому разделяли группы рабов, которые говорили на том же самом языке,. Религиозный ритуал стал единственной точкой, в пределах которой рабы могли найти точки соприкосновения и солидарность. Vodou осуществляли тайно на плантациях и в изоляции беглых рабов, которые строили лагеря в неприветливых горах острова. К концу 18-ого столетия, инакомыслие среди рабов было распространено, питается историями французской Революции.
В 1791, инакомыслие превратилось в восстание, и 5-летнее войну между французами и неграми. Vodou был и вдохновением, и precipitation длинной борьбы за независимость Гаити. 14-ого августа 1791, в сильный шторм, жрец Vodou по имени Boukman выполнил церемонию в лесу Bois Cayman. Рабы и беглецы собрались со всей области. Освещяемый молнией, Boukman пожертвовал черной свиньей африканским предкам, и в ее крови написал слова "свобода или смерть." Вдохновленные и одбодренные, рабы возвратились на плантациям и распространяли сообщение о восстании. В течении нескольких дней плодородные равнины были подожжены, горя со страстью к свободе, которая не охладела до независимости в 1804. Сант-Доминик стал первой черной республикой в Новом Свете, и был переименованной Гаити, первоначальное название Taino для своей страны, значение которой - гористая земля. (Что теперь является Доминиканской Республикой, было осталась в остающихся двух третях острова, и объявляло свою независимость в 1844.)
Религиозные корни
Религия Vodou порождённая из африканских анимистических верований 14-ого столетия. Это - синтез многих западно- и центрально-африканских религиозных методов, пересеченных с остаточными верованиями Taino и украшенный католицизмом. По множеству сложных причин, и частично к юмору христианские миссионеры, сохраняя их собственную систему веры, рабы включили изображения католических святых в свои алтари, тайно используя их, чтобы представлять различных духов Vodou. Vodou раздроблен в различные "нации", каждая из которых представленна различными Iwa, или духами. Две основных нации - Rada и Petwo. Духи Rada считают "более прохладным", более нежным, и более мирными, чем духи Petwo, которые более «горячие», более вспыльчивые и пламенные.
КОЛДОВСТВО
Vodouists чувствуют вселенную как волшебный космос, в котором человек рождается волшебным, и все люди - потенциальные волшебики. Колдовство, как полагают, является волшебством используемый для плохого намерения или манипуляции духовными силами к личной выгоде. Приверженцы Vodou признают колдовство, но не обязательно практикуют это. Многие пытаются разъединить себя от любой связи с этим.
Работа красных сект
Истории о колдовстве - часть фольклорного наследия Гаити, и вложенный глубоко в коллективную душу. Часть духов, часто Petwo, занимаются колдовством, включая Kriminel и трехрогатый Bosou. Это используют много тайных обществ, практикуя колдовство по нескольким линиям подобно масонам. Эти "красные секты" называютzobob, bizango, vlenblendeng, иmakandel, в зависимости от региона. Boko, или волшебник, является человеком, который извращает силы волшебной вселенной. Он умеет "работать левой рукой," или если он - также священник Vodou, "служить обеими руками." Волшебник выполняет свои работы на перекрестке или на кладбище. Акт, которого наиболее боятся, который волшебник может предпринять, -voye lamb, «посылать смерть», которая делется под покровительством св. Expedit. Под таким проклятием, жертва увядает, рвёт кровью и умирать. Волшебники также делают wanga, который является объектом, пакетом, или ядом, который может вредить или приносить неудачу -другим людям. Волшебник создает эти яды из трав и порошков, используя секретные рецепты, и только одна щепотка может принести неудачу или болезнь. > >
Zombification
Другая волшебная практика - созданиеzombi. Они - люди, которые, кажутся умершими и были преданы земле. Они расскапываются и возвращаются к жизни несколько дней спустя. После этого их желания перестают быть их собственными, и они подчиняются командам их владельца. Полагается, что волшебник придумывает яд от различного животного и растительных источников, и управляет этой неудачной жертвой. Яд вызывает кому, которая является неотличимой от смерти, потому что дыхание настолько легко, что заметить его невозможно. Когда поддельный труп раскопан, противоядием приводит тело в чувство.
Когда люди на Гаити умирают при подозрительных обстоятельствах, труп часто застреливается или душится, чтобы спасти его от жизни зомби. Опасение относительно порабощения - в основе мифологии зомби. В течении борьбы за независимость, гаитянские рабы клялись, что они выберут смерть, а не возвращение к рабству, и зомби представляет их самое глубокое опасение.
Волшебники часто используют различные комбинации трав и порошков, чтобы вызвать в своих жертвах болезнь или страх.
Призывание богов через долгие и сложные церемонии – один из центральных аспектов практики Vodou. Имеются бесконечныме изменениями в церемониальных обрядах, в зависимости от цели ритуала и вида духа . Празднующие используют барабанный бой, пение, танцы- чтобы уговорить дух спустится к смертному миру напитаться и ободриться жертвой.
Приветствие духа
Оunfo` - храм Vodou, включает общее место peristi, в центре которого - священное пост poto mitan-вокруг которого вращаются церемонии. Вокругperistil меньшие комнаты, известные какbadji, которые являются алтарными комнатами, которые являются домом богов и ритуальным местом. Типичная церемония Rada, чтобы накормить духа, начинается с литургической просьбы, барабанного боя и песни. Каждый дух отвечает на его собственные специфические мелодии, лирику и ритмы. В течение церемонии,oungan (священник) илиmambo (жрица) приветствует многих из духов вечного пантеона. Несяason, священную погремушку, рядом с алтарём, священник должен сначала приветствовать Папу Легбу, дух перекрестка, и просить, чтобы он открыл ворота к области божественного. Эти четыре страны света приветствуют с почтительным поклоном и асоном. После этого священник приветствует Marasa, божественных близнецов, и Loko Atisou, дух первого священника.
Затем laplas, владелец меча, входит в peristilиз badji, между двух ren drapo, королевских флага, которые несут церемониальные расшитые блестками флаги. Священник целует рукоятку меча и края флагов как четыре страны света снова приветствуют. Используя фуражное зерно из полой тыквы,
священный символ Ayizan, дух первой жрицы, на полуperistil. В то время как это происходит,ounsi (певцы и танцоры) рвут листья пальмы клочками. Почитание и уважение теперь оказаны мощному космическому духу, который осуществляет контроль над церемонией и изредка появляется в своём владении.
Одержимость в ритуалах
Теперь приветствуют другого духа Vodou, кто объявляет своё присутствие через одержимость. Одержимость- высшее благословение, которым дух может наградите присутствующих. Это как доказательство, что божественный голод был насыщен. В течении одержимости,Iwa осёдлывают празднующих, как наездник лошадь. С божественным поводьями между зубами, празднующие принимают особенности и характеристики священных всадников. Возможно отличить природу духа обладания через движения, и действия одержимого смертного.
Сначала собрание приветствует Danbala, дух змеи, который вынуждает одержимого им празднующего корчиться и извиваться на полу храма.
Барабанные бои изменяется снова, набирая всё более быстрый и настойчивый темп, приветствуя остальных духов Rada, включая Эзили Фреду,Iwa любви, и Agwe, хозяина океанов. Поскольку атмосфера нагревается, прибудет Ogou, неся красный шарф/платок, неся меч и пьющий ром. После того, как все другие духи появились, придут Gede, духи кладбища, станут говорить и делать непристойности, и сексуальное расположение на конгрегации, бросая вызов и дразня собравшихся. После одержимости человек опустошён, но цел физически, и не помнит ничего о случае. Одержимость - высшая почесть в релишии Vodou, означающая «причастие» духом, мало чем отличается от мистической одержимости христианских святых.
Кровавые жертвоприношения
После того, как духу провели почитание и поприветствовали, жертвуют животными, и приносят приношения, чтобы насытить духа. Жертва крови - кульминационный момент церемонии, и каждый дух имеет любимое животное. Жертвенные животные особо готовятся перед церемонией ваннами, духами и порошками, и едят еду бога перед святым приношенимем. После смерти, кровь животных сливается в тыкву и смешивается с солью, сиропом и ромом, и часто мажется священником на губыounsi. Тело жертвы украшают veve из фуражного зерна, и осыпается деньгами.
Инструменты
oungan (священник) илиmanbo (жрица) держит власть над теми, кто инициирован в пределах его/её храма, и как говорят, имеет невидимое знание, которое приносит духовное понимание и способность направлять мощь духов. Посвящение в духовенство может занять много лет. Священник/ жрица должны пройти через многие разряды Vodou: от новичка кoungenikon, лидер хора, затем кlaplas, владелец меча, и кkonfyans, помощник священнику или жрице, перед наконец "взятие ason" и достижения священнического статуса. Он/ она должны управлять храмом, возводить алтари, организовывать и исполнять обязанности на многих церемониях в честь духов.
Каждый участник имеет роль, которую играет на церемониях Vodou, включая пение, барабан и танцы. Они формируют связанную тройку слуховых и визуальных приглашений, которые притягивают дух к земле. Прихожане все вместе создают музыкальную драму, благозвучные похвалы, чтобы притянуть духа в смертный мир.
авт.мастер олег